ВНИМАНИЕ


ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ, представляет собой нервно-псих. процесс, сосредоточивающий умственную деятельность человека в каком-нибудь направлении. В. сопровождается обычно приспособлением всего организма для наилучшего воспринимания определенных раздражений и наиболее точного реагирования на них, что называется установкой или рабочей позой. Напр., охваченный напряженным В. к какому-нибудь шуму человек настораживается: поворачивает к нему голову, иногда вытягивает все тело, прекращает движения, чтобы не создать помехи, а если шум угрожает опасностью, то приготовляется к оборонительным действиям или к бегству. Прежняя психология отождествляла В. с «ясным полем сознания». Подобно тому, как в поле зрения есть место ясного или центрального видения и зоны менее ясного, или бокового видения, считалось, что и в сознании есть более ясные и менее ясные переживания. Согласно прежней психологии, «ясность сознания» определяется апперцепцией, т. е. находится в зависимости от влияния всех предшествовавших состояний, сложившихся представлений или групп представлений (W.Wundt). Современная психология расширяет понятие В., рассматривая его как направление не только сознательной, но и всей вообще активной деятельности организма. Исходя из учения Павлова об условных рефлексах, должно признать, что в основе В. лежит известное соотношение между нервными центрами, обладающими различной зарядкой. Исследования Шеррингтона (Sherring-ton), а у нас А. Ухтомского показали, что из массы падающих на организм раздражений большинство остается безрезультатным и лишь немногие вызывают ответные движения. Окончательная реакция идет в том или другом направлении в зависимости от относительной зарядки центров. При этом одно и то же раздражение, в зависимости от ряда одновременных и предшествующих нервных процессов, может вызвать либо ту, либо иную, иногда даже прямо противоположную реакцию. А. Ухтомский предполагает, что в центральной нервной системе создаются преобладающие «очаги возбуждения», к-рые стягивают к себе энергию организма и тормозят все посторонние им возбуждения. Только благодаря таким очагам возбуждения, или «доминантам», возможно замыкание условного рефлекса, возможна вся наша деятельность, возможен выбор между раздражениями и направлением наших реакций, субъективно воспринимаемый нами как деятельность В. Т. о., доминанта есть физиол. основа В. Условия возникновения В. могут быть сведены в три большие группы. В. зависит, во-первых, от интенсивности раздражения: всякий сильный звук, яркий свет обращают на себя наше В. Однако, и слабое раздражение действительно, если ему соответствует известное органическое состояние (напр., голод). В. зависит, следовательно, во-вторых, от соответствия нашему внутреннему состоянию. Сюда примыкает третья группа условий—зависимость В. от ранее установленных связей, от всего нашего предшествовавшего опыта, определяемого соц. условиями. Если первые две группы вызывают В. непроизвольное, то В., вызванное последними причинами и более сложное по своему психо-физиологи-ческому механизму, называют произвольным. Оно возникает на почве непроизвольного, подобно тому, как условные рефлексы возникают на почве безусловных. Оно играет колоссальную роль в нашей жизни, т. к. позволяет подавлять временные и частные интересы для интересов более постоянных и общих, позволяет согласовать индивидуальные потребности с социальными; создавая условия для возбуждения новых очагов, оно организует все поведение человека. Действие В. выражается в повышении нашей восприимчивости: порог раздражения понижается при В., и мы замечаем такие раздражения, которые без В. не замечали. С другой стороны, действие В. сказывается на изменении характера наших реакций: направление его на движение вызывает ускорение и усиление (моторная реакция); направление на раздражение вызывает замедление и ослабление реакции (сенсорная реакция). Объем В. при тахистоскопических опытах выражается от 3 до 5 одновременно воспринимаемых раздражений как зрительных, так и слуховых. Однако, опыты с ком-пликацией (с усложнением) показали, что раздражения из разных областей, напр., звуковые и зрительные, одновременно восприниматься не могут; воспринимается сначала одно какое-нибудь раздражение, а затем уже другое. Соответственно этому различают В. концентрированное, всецело углубленное на одно раздражение, на один процесс, и В. дистрибутивное, т. е. распределенное на несколько раздражений, на несколько работ. Опыты показывают, что и тот и другой типы В. могут быть воспитаны. При чтении можно различать В. фиксирующее и В. блуждающее. В. сопровождается изменениями дыхания; усиленное В. вызывает ослабление и замедление дыхания, что отражается и на вазомоторном ритме. Устойчивость В. зависит от силы и длительности возбуждения, следовательно, от интенсивности раздражения и прежних связей, определяющих его силу и ход, т. е., гл. обр., от приобретенного опыта, от соц. причин. Опыты показали, что длительность В., направленного па один процесс, исчисляется не секундами, а минутами, даже десятками минут. Быстрый переход В. от одного процесса к другому, темп В. также имеет свои пределы, зависящие и от индивидуальности и от воспитания. Степень В. может быть различна—оно может быть б. или м. глубоким, равно как может быть различным торможение посторонних возбуждений— напряженность В. Отвлекаемость В. зависит от силы побочных, субдоминантных возбуждений; опыты показывают, что наибольшей силой отвлекаемости обладают раздражения изменчивые, неравномерные, немонотонные, Связь внимания с инстинктами, эмоциями и интересами чрезвычайно тесна и должна быть ясна из условий внимания. Внимание есть процесс, объединяющий деятельность человека в одно целое, процесс переработки всех возбуждений, в результате чего человек в каждый данный момент проявляет себя в целостном акте поведения как единый организм. Лит.: Вундт В., Основы физиологической психологии, т. III, гл. XVIII, СПБ, 1913; ЭббинггаусГ., Основы психологии, кн. 4, гл.1, СПБ, 1912; Рибо Ш., Психология внимания, СПБ, 1892; Ланге Н., Психологические исследования, Одесса, 1893; П о-в а р н и н К., Внимание и его роль в простейших психических процессах, дисс, СПБ, 1906; Ухтомский А., Доминанта, как рабочий принцип нервных центров, «Русский Физиологический Журнал», "т. VI, вып. 1—3, 1923: его же, Доминанта и поведение, «Вестник Коммунистической Академии», кн. 22, 1927; Добрынин Н., Колебания внимания, М., 1928.—Сводные работы: Р i 1 1 s b и г g W., Atten- tion, L., 1908; D ii г г E., Die Lehre von der Aufmerk-samkelt, Lpz., 1923; Mager Al., Die Enge des Bewusstseins, Stuttgart, 1920; Henning H., Die Untersuchung der Aufmerksamkeit (Handbuch der bio-losischen Arbeitsmethoden, hrsg. v. E. Abderhalden, Abt. 6, T. 13, B.—Wien, 1925); Sherring-t о n S. C, The integrative action of the nervous system, L., 1911.                                          H. ДоОрынпн. Расстройства В. Для состояний утомления характерна т. н. рассеянность, т. е. неспособность к длительному напряжению произвольного В. в одном направлении: от каждой попытки сосредоточиться человек быстро устает, соскальзывая на отрывочное, не детерминируемое волевым усилием мышление. С расстройствами этого типа много сходного представляет слабость В. схизо-фреников, имеющая, однако, и ряд особенностей, свойственных только ей. Схизофре-ники часто жалуются на состояния полного отсутствия мыслей, неожиданно возникающие при целевом мышлении, при разговоре, во время чтения и пр., длящиеся обычно недолго, но повторяющиеся через очень короткие промежутки. Такие состояния то появляющегося, то исчезающего паралича произвольного В., получившие название задержек (Sperrungen) В., приводят к невозможности продуктивно заниматься какой бы то ни было умственной работой. По существу, тот же механизм лежит в основе отмечаемого у ступорозных кататоников не-гативистического уклонения от сосредоточения В.: больные, отчетливо воспринимая то, что совершается вокруг них, оказывают тем не менее, хотя и вне зависимости от своей воли, упорное сопротивление направляющему воздействию внешних впечатлений на их мысли и поступки. Иногда в таких случаях говорят о задержке произвольного (активного) В. при сохранности (или даже усилении) непроизвольного (пассивного). Задержки В., подобные описанным, б. ч. распространяются и на такие физиологические их компоненты, как сопутствующие изменения величины зрачков, направления взгляда, пульса, дыхания и пр., к-рые отсутствуют даже при ситуациях, резко угрожающих и вызывающих у всякого здорового человека естественную оборонительную реакцию. Слабость произвольного В. схи-зофреников иногда, однако, имеет и несколько другое значение: именно, она бывает сходна с рассеянностью людей, всецело поглощенных каким-нибудь одним предметом и не обращающих, благодаря этому, внимания ни на что другое—узкий объем внимания (аутистическая самоуглубленность, см. Аутизм). Значительное влияние в смысле отвлечения внимания не только при схизофрении, но и при других б-нях, оказывают галлюцинации. Менее существенное значение имеют наблюдаемые чаще всего также при схизофрении случаи, когда В. как бы насильственно приковывается к определенным вещам. В других случаях оно должно пассивно следовать за каждым новым раздражением, будучи совершенно не в состоянии произвольно определить свое направление. Последнее расстройство, когда В. теряет свою самостоятельность и целиком оказывается во власти случайно сменяющих друг друга внешних впечатлений, наблюдается при самых различных психозах, особенно же при грубо-органических заболеваниях, с одной стороны, при инфекционных состояниях псих, слабости—с другой. Механизм расстройства В. у б-ных с маниакально-депрессивным психозом совершенно другой, чем при схизофрении, хотя отношение к внешним впечатлениям, напр., депрессивных б-ных, на первый взгляд, очень напоминает картину схизофренической задержки. Сходство здесь, однако, только чисто внешнее, на самом же деле вместо задержки имеется торможение (Hemmung); у б-ных нет ни иегативистической установки, ни возникающих отдельными толчками состояний паралича В., но равномерно затруднены все псих, процессы, в том числе и способность следовать за внешними впечатлениями: при этом, хотя внимание их и не в состоянии правильно фиксировать явления окружающей действительности, однако, поведение выражает полную к этому готовность, соответственно чему и мимика и выражение глаз часто выдают мучительное страдание от неспособности к напряжению. У маниакальных б-ных место торможения занимает повышенная живость В., к-рое, с одной стороны, быстро отмечает всякое новое явление, а с другой—чрезвычайно легко отвлекается от одного впечатления к другому, благодаря чему теряется нить мысли. Повышенная отвлекаемость В. характерна не только для маниаков, но и для возбужденных больных-органиков, напр., для экспансивных паралитиков, у к-рых, однако, при этом совершенно отсутствуют циркулярные живость и наблюдательность. Из других расстройств В. необходимо отметить притупление его при органических заболеваниях мозга, связанных с развитием б. или м. глубокого слабоумия (напр., при прогрессивном параличе). В этих случаях В. страдает благодаря ослаблению интересов: общее духовное оскудение уничтожает импульсы для фиксирования впечатлений внешнего мира, затрудняя одновременно образование ассоциаций между этими впечатлениями и прежним опытом б-ного. Поэтому перед глазами слабоумного паралитика могут разыгрываться самые потрясающие события, не нарушая совершенно того состояния тупого безразличия, в к-ром он находится,—и это даже в тех случаях, когда б-ной сохраняет еще способность понимания элементарных явлений окружающей его жизни. При менее глубоких и не так быстро развивающихся состояниях слабоумия (также и у олигофренов) на первый план иногда выступает не тупость, а узость В., т. е. неспособность к распределению его между разными объектами, следствием чего является неумение разбираться в б. или м. сложной обстановке. Лит.: Крепелин Э., Учебник психиатрии, т. I, М., 1910; БлейлерЭ., Руководство по психиатрии, Берлин, 1920; Kraepelin E. u. Lange J., Psychiatrie, В. I, Lpz., 1927.                  П. Зиновьев.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "ВНИМАНИЕ" в других словарях:

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • внимание — Почтение, уважение. Обращать чье либо внимание на такое то обстоятельство, выдвинуть это обстоятельство, выставить его на первый план, подчеркнуть его; налегать, напирать на что, упирать на слова. Был бы цензором назначен я, на басни бы налег .… …   Словарь синонимов

  • ВНИМАНИЕ — ВНИМАНИЕ, внимания, мн. нет, ср. 1. Психический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений некоторые воспринимаются особенно ясно (псих.). Изучение способности внимания. 2. Интерес, заботливое отношение, стремление вникнуть.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ВНИМАНИЕ —         характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. деятельности, осуществление выбора данного объекта из… …   Философская энциклопедия

  • внимание — Факт обращения внимания на печатную или передаваемую вещательными СМИ рекламу, компонент информационной или перцепционной обработки. Это не то «Attention!», после которого следует «Wanted!» В данном случае мы говорим об исключительно… …   Справочник технического переводчика

  • Внимание —  Внимание  ♦ Attention    Обращение ума к наличной вещи (транзитивное внимание) или к самому себе (рефлексивное внимание). Второй вид внимания меньше связан с природными способностями человека, более утомителен и, по всей видимости, не может… …   Философский словарь Спонвиля

  • ВНИМАНИЕ — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • ВНИМАНИЕ — ВНИМАНИЕ, я, ср. 1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём н. Обратить в. на что н. Отнестись со вниманием. Привлечь чьё н. в. Принять во в. Уделить в. кому н. В центре внимания. Оставить без внимания. Ноль внимания (никакого внимания; …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Внимание, Беляева Т.. Шпаргалки по подготовке к школе станут верными помощниками для родителей и детей. Книги серии содержат всю необходимую информацию о собеседовании в школе перед зачислением в 1 класс.… Подробнее  Купить за 86 руб
  • Внимание, Александрова О.. Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, - развить Внимание малыша. Выполняя увлекательные интерактивные задания, ребенок научится концентрировать внимание на конкретном задании, будет… Подробнее  Купить за 82 руб
  • Внимание, Александрова Ольга Викторовна. Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, - развить внимание малыша. Выполняя увлекательные интерактивные задания, ребенок научится концентрировать внимание на конкретном задании, будет… Подробнее  Купить за 77 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ВНИМАНИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.